ТЕМА ОДЕРЖАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ Часть    1    2    3    4    5    6    7   

Замечательный труд А.И.Клизовского "Основы миропонимания новой эпохи" создавался под руководством Е.И.Рерих. Отдельные главы в рукописном варианте посылались Клизовским Елене Ивановне, она вносила необходимые поправки, иногда следуя советам Учителя и Его рекомендациям, после этого материалы снова пересылались автору для включения в книгу. Труд этот был одобрен Великим Владыкой Шамбалы, как очень своевременный и являющий помощь тем, кто начинает изучать Учение Живой Этики.

Из книги А.И.Клизовского "Основы миропонимания новой эпохи"

Часть 2. Глава 7 "О страдании". (Избранная часть).

Говоря о страдании вообще, невозможно обойти молчанием особый вид страдания, которое мало известно современной науке, но которое в переживаемое нами переходное к Новой эпохе время распространяется с необыкновенной быстротой и грозит человечеству неслыханными бедствиями. Этот особый вид психического страдания есть одержимость. В настоящем труде неоднократно говорилось, что очередная задача человеческой эволюции есть приближение плотного, физического мира к Тонкому, духовному Миру. К сближению этих миров направлены все силы Космоса и все усилия Наших Руководителей.
          Но пока такое сближение миров путём соответствующего воспитания современного человечества и нарождения людей будущей шестой расы произойдёт, низшие твари Тонкого Мира, которые вообще стремятся к воплощенному состоянию, будучи низшими представителями темного мира, пользуясь созданными уже для такого перехода условиями, залезают в души психически неуравновешенных людей, делая их орудием своей воли и своих желаний.

Если мы возьмём любую газету, то почти всегда в хронике событий найдём описание непонятных преступлений, совершённых людьми с явно и внезапно помутившимся сознанием, которые до совершения преступления были самыми обыкновенными людьми. Обыкновенно такие преступления оканчиваются самоубийством преступника. Это тёмный низший одержатель воспользовался человеком как орудием для своего действия и, через самоубийство одержимого освободившись от него, готов к новому такому же действию. Это яркий пример тёмного низшего одержания, но есть много других разных степеней и разного вида одержаний.
          Главная опасность, открывающая вход одержателю, есть угасание человеческого духа, угасание находящейся в нас искры божественного Огня - Агни. Учение говорит: "Бездушные существа всем известны. Это не символ, но химическая действительность. Могут спросить: воплощаются ли они в этом плачевном состоянии? Вопрос покажет незнание основ. Никто не может воплотиться без запаса огненной энергии. Без светоча Агни никто не войдёт в плотный мир. Расточение Агни происходит здесь, среди всех чудес природы. Вовсе не требуется при расточении Агни совершать какие-то зверские преступления. Мы достаточно из разных учений знаем о преуспеяниях даже разбойников. Обычно расточение Агни совершается в буднях и сумерках духа. Крошечными действиями останавливается нарастание Агни. Нужно понять, что благодать Агни естественно нарастает. Но когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но, химически доказано, уходит из негодного вместилища" (Мир Огненный, ч.1, 183).
          Таким образом, при отсутствии стремления к совершенствованию происходит растрата божественного зерна духа, ибо остановок в жизни нет ни в чём. Если зерно духа не нарастает, то оно убывает. Огонь, т.е. дух, как сказано, уходит из негодного вместилища. Человек становится бездушным и беззащитным перед нападением сил тьмы. Когда в человеке есть божественный Огонь, то никакой одержатель приблизиться к нему не может, ибо заградительная пурпурная сеть, которой оканчивается аура нормально развивающегося человека, опалит темного пришельца, если он вздумает приблизиться к нему. Но растративший свою божественную защиту в полном смысле слова беззащитен.
          Дальше та же книга Учения говорит: "Не думайте, что бездушные люди какие-то чудовища. Они в разных областях достигают даже механических преимуществ, но Огонь покинул их и затемнились дела их". "Конечно, каждый волен в судьбе своей и даже в своем разложении, Но существа бездушные очень заразительны и вредны. Явление одержимости особенно легко при таком погашенном состоянии. Не примите за преувеличение, если около половины народонаселения планеты подвержено этой опасности. Конечно, степень очень различна, но начавшееся разложение очень прогрессирует. То же можно видеть среди минувших культур. Огни духа потухали как дымные костры, но всякий дым ядовит, если не добавить полезное вещество" (Мир Огненный, ч.1,§184, 185).


          Нужно вникнуть в эти слова, чтобы видеть, насколько велико бедствие одержимости в наше время. Ведь подумать только, что каждый второй подвержен опасности одержания! Если такое бедствие, при его заразительности, распространится, то во что превратится тогда жизнь на нашей планете? Ведь ещё не бывало такого бедствия на Земле, которое угрожало бы половине населения земного шара!
          Незнающий человек вправе спросить: откуда вдруг нагрянуло на человечество такое бедствие, ведь ни о чём подобном мы никогда не слыхали, и не есть ли это просто фантазия йогов? Но самое даже поверхностное наблюдение над фактами жизни должно убедить всякого, что это не фантазия, но ужасная действительность, являющаяся результатом смены эпох, результатом действия космических законов. Направленные на нашу планету для трансмутации Земли и её обитателей космические энергии, токи и лучи действуют двояким образом.
          Если духовно развитый человек может воспринять эти энергии и преобразиться в положительную сторону, то для угасившего свой дух появляется опасность одержимости, и он может преобразиться в отрицательную сторону.

Одни и те же энергии действуют разно, в зависимости от духовного состояния человека. То, что одному полезно, то для другого вредно или, как говорит русская поговорка: "Что одному здорово, то другому смерть". Так происходит во время смены эпох отбор зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых.
          "Каждое космическое достижение таит в себе опасность в случае небрежности. Если люди могут овладеть новыми энергиями, то для слабых духов увеличится опасность одержимости.
          К вопросу одержимости следует отнестись научно. Два момента существования установлены. Первый - непрерывность жизни в различных состояниях, второй - влияние воли одного существа на другое. Так, существа, находясь в тонких телах разных степеней, могут направить мысль на земных воплощенных. Неосознанная энергия может способствовать единению миров, но, соединяя высшее, она же открывает путь низшим. К тому же знаете, насколько низшие стремятся сблизиться с земными эманациями. Так нужно предупредить людей о стойкости воли, ибо одержимость есть одно из наиболее недопустимых состояний. И лишь вмешательство третьей воли, твердой и чистой, может нарушить это беззаконие, которое поражает людей вне возраста и положения.
          Дело врача присмотреться к больному и найти признаки чужой воли. Если врач сам достаточно очищен и не боится перенести на себя непрошенного гостя, он может применить воздействие воли. Но даже выход одержателя недостаточен для излечения. Около тысячи дней опасность повторения не истекает, больной должен пристально следить за мыслью своею. Нужно предупредить врачей.
          Несчётно количество желающих внушить людям самые позорные мысли, но достаточно иметь силу и найти ритм приказа, чтобы спасти человека. Обязанность йога состоит в изгнании вредных воздействий" (Агни-Йога,§227).


          Не нужно думать, что лишь бездушные люди и люди с угашенным духом являются жертвами одержимости. Причин, вызывающих одержимость, много, ибо много причин, порождающих повреждение нашей заградительной сети, нашей единственной защиты от тёмных. Всякое порывание своей заградительной сети, хотя бы случайное и временное, открывает доступ одержателю. У нормального, здорового, физически и духовно растущего человека излучения его ауры идут, как иглы у ежа, прямо перпендикулярно его телу и оканчиваются заградительной пурпурной сетью. Через такую сеть ни один тёмный проникнуть не может. Но если по каким-либо причинам психика человека не в порядке или расстроено его здоровье, то это тотчас отражается на его ауре. Концы излучений загибаются и опускаются книзу. В ауре получаются провалы, и заградительная сеть повреждается. Через всякую такую щель может проникнуть темный одержатель.


          "Беззащитность, происходящая от поражения ауры, ужасна. Можно представить, как одно преломление ауры ведет к искажению всего строения её. Сонливость, замечаемая при поражении ауры, происходит от однообразно усиленной деятельности огненной энергии, направленной к внешним излучениям. Пока идет такое восстановление, организм, и особенно сердечная деятельность, оказывается подавленным, потому так забочусь о бережности как в своих действиях, так и в возвратных ударах, зачем во время боя отягощать сердца друзей?! (…) Можно представить, какая тёмная рать устремляется на каждый пролом ауры. Очень ужасно питать таких насекомых внутренними слоями излучений. Только заградительная сеть препятствует нападению тёмных сил. Каждый пролом ауры угрожает и одержанием. Тем более будем бережны (Мир Огненный, ч. 1§520).


          Таким образом, всякое отступление от нормы действующих психологических и физиологических законов отражается на ауре человека и может привести к одержанию. Порывание связи с Высшим Началом и отказ от Учителя, пранаяма и приёмы Хатха-Йоги, ведущие к насильственному и преждевременному приоткрыванию некоторых центров, медиумизм, колдовство и чёрная магия, раздражительность и многие пороки - всё это пути, приводящие к одержимости. Достаточно даже вспышки гнева или ослабления своего организма несколькими бессонными ночами, чтобы открыть доступ тёмному гостю.


          "Много одержимых во время перехода человечества к духотворчеству; точно кто-то подделал ключи к слабым замкам. Нужно особенно осмотрительно осматривать людей. При этом нужно помнить, что у одержимых своеобразное мышление, полное противоречий. Желая помочь им, можно или силою внушения изгнать засевшего, или совершенно оставить в покое, даже, если можно, совсем изолировать. Ведь засевшему нужен не сам субъект, сколько воздействие через него на окружающих. Хуже всего частично надоедать одержимому, призывая его к здравомыслию, которого у него нет. Худо начать жалеть вслух одержимого или порицать его противоречие. Явление приказа, сильное и поражающее, или изолированность могут облегчить судьбу слабого сердца. Ведь через слабость сердца влезает одержание. Огонь сердца опаляет всех мохнатых гостей.
          Отказ от Учителя пресекает все возможности, особенно когда отказ произошел в сознании задолго до одержания. Так люди часто пробуждают уже спящие отрицания и, конечно, последствием, прежде всего, является отказ от Учителя, ибо каждая хаотичность прежде всего возмущается созиданием и сотрудничеством. В хаотичности заложены зерна зла, которые тяжким опытом подавляются. Но в текущие дни неслыханно много одержимых. Темнота тоже хочет проявиться" (Сердце, §77).


          Столь широко практикуемая в настоящее время пранаяма и приемы Хатха-Йоги, для скорейшего развития в себе некоторых высших возможностей, есть прямой путь к одержимости и гибели человека, о чем уже неоднократно упоминалось. Пранаяма есть дыхание, ведущее к смерти, и физической, и моральной. Прана есть жизненная энергия. Яма - бог смерти. Таким образом, пранаяма есть смерть жизненной энергии. Развитие человека может идти лишь нормальным путем. Как нельзя насильственным путем раскрыть нераспустившийся бутон, не погубив его, точно так же нельзя преждевременно пытаться раскрыть в себе свой божественный лотос высших возможностей, не нанеся себе этим губительного вреда. Пытаться ускорить развитие своих высших способностей для личных эгоистических целей - это значит отдать себя в руки тёмных и ускорить свою гибель. Законы развития не терпят никакого насилия и торопливости и жестоко карают за нарушение их.
          Точно так же не менее опасен, в смысле распространения эпидемии одержания, медиумизм. Медиумизм не только не является каким-то достижением, но, наоборот, весьма опасный дефект. Медиум, как сказано в Учении, есть постоялый двор для развоплощенных лжецов. Опасность медиумизма заключается в том, что через медиумов темные силы осуществляют свои планы на земле. Допуская в себя неизвестных обитателей астрального мира, медиум является, в полном смысле слова, передаточной инстанцией и постоялым двором, куда может заехать всякий и, сделав свое дело, уйти. Ведь медиум не знает, кого он допускает в себя, чью волю он исполняет и чью волю передает для исполнения другим.

Как правило нужно признать, что Высшие Светлые Силы никогда для проведения своих планов не пользуются медиумами. Они никогда не насилуют и не порабощают волю человека, как это делают тёмные одержатели. Бывают случаи получения через медиумов полезных для человека сведений. Такие сведения идут от средних по своему развитию обитателей астрального мира, но это тоже не может быть поощряемо, ибо приводит к недопустимому и опасному состоянию - одержимости. Кроме того, все эти одержатели вампиризируют медиума. После каждого сеанса медиум чувствует себя разбитым и утомленным. Это одержатели похитили часть его жизненной силы.


          "…Не все одержатели безусловно тёмные. Могут быть воздействия средних сфер, направленные, по мнению одержателей, во благо. Но особенно хороших следствий не получается. Одержатели таких невысоких степеней и вместилища, им доступные, небольшого развития, - получается двоемыслие, неуравновешенность и неумение владеть собою. Много таких людей, которые зовутся слабовольными, при этом обе воли уменьшают друг друга. Лечить таких людей можно, лишь предоставляя труд по их избранию, но в большой мере. При сосредоточенности труда одержателю наскучит оставаться без выявления, ибо каждый одержатель стремится к выявлению своего "я". Так врач может заметить различные виды одержимости, но принцип эпидемии очень недопустим для усовершенствования человечества. Между прочим, понятие Гуру очень ограждает от одержания. Учитель, в случае ослабления воли, подаст свой запас, чтобы не дать чужому темному влиянию вторгнуться. Конечно, Учитель, сознание которого высоко, может чутко определить, когда его участие нужно. Ведь это водительство не походит на насилие" (Мир Огненный, ч.1,§283).
          Если медиумизм, развивая одержимость, является косвенным сотрудничеством с темными силами, то чем будут колдовство и черная магия, должно быть ясно всякому. Учение говорит: "Также величайшим позором будет, что человечество до сих пор занимается колдовством. Именно, самым чёрным колдовством, направленным на зло. Такое сознательное сотрудничество с темными силами не менее ужасно, нежели газы. Невероятно помыслить, что люди, причисляющие себя к религии добра, занимаются самым вредным колдовством. Не стал бы говорить о черной опасности, если бы она не достигла сейчас ужасающих размеров. Самые всевозможные ритуалы возобновлены, чтобы вредить людям. Толпы по невежеству вовлечены в массовую магию. Невозможно допустить такое разложение планеты! Нельзя, чтобы уничтожение всего эволюционного удавалось тёмным силам. Колдовство недопустимо, как противоестественное нагнетение пространства. Твердите везде об опасности колдовства" (Мир Огненный, ч.1§620).


          "Пранаяма, состоящая из задерживания дыхания и концентрирования дыхания на определенных центрах, напряжения и вращения их и т. д., конечно, может привести к самым печальным результатам, но если под пранаямой понимать ритмическое и глубокое дыхание, не более пяти-шести минут, один или два раза в день, то она может принести лишь пользу, ибо люди даже дышать правильно разучились. Усиленная пранаяма развивает низший психизм и медиумизм - эти два антипода истинного духовного развития. Чтобы утвердить Вас во вредности всех насильственных упражнений, приведу выдержки из третьего тома Тайной Доктрины Е.П.Блаватской.
          "Истинно, то, что называется пранаямой или смертью дыхания, всегда кончается для упражняющегося в ней смертью - моральной всегда и физической часто. Несколько нетерпеливых чела (учеников), которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устремились к этим упражнениям Хатха-Йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами, и ещё один покончил самоубийством, и другой развился в настоящего чёрного колдуна, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорою смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражняться в пранаяме".
          Потому не преувеличивайте значения пранаямы. Наука о дыхании, которой занимаются истинные Раджа-Йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние Раджа-йоги понимали это как дыхание ментальное, Ибо только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению, к восстановлению функции третьего глаза и к истинным достижениям Раджа-Йоги.
          Очень полезно освещать вопросы медиумизма и психизма, ибо человечество, в поисках необычного и необычных переживаний, устремилось в невежестве своём в самую чёрную магию и колдовство.

Привожу слова Мэнли П. Холла, самого талантливого лектора и писателя по вопросам оккультизма в Америке: "Мудро указать на разницу между медиумом и ясновидцем. Для обычного человека этой разницы не существует, но для оккультиста эти две фазы духовного развития разделены целым периодом человеческой эволюции. Ясновидец тот, кто сумел пробудить и поднять змия (спинного мозга)до головного мозга и своим духовным ростом заслужил право созерцать невидимые миры с помощью третьего глаза, или шишковидной железы…Ясновидец не рождается таким, но становится им. Медиум же не становится, но уже таким рождается. Ясновидец может стать таковым лишь после многих лет, иногда целых жизней, строжайшей самодисциплины и усиленного и упорного труда, тогда как медиум, при небольшой практике, может преуспеть в несколько дней…

"Но, конечно, к этому следует добавить, что медиум ограничен низшими слоями Тонкого Мира. Именно высшие планы недоступны медиуму, ибо его высшая триада не принимает участия в его проявлениях. "Медиумизм останавливает правильную эволюцию и должен рассматриваться как обратное движение".
          Так же губительны концентрации на каком-либо центре, предписываемые в книгах псевдооккультистов. Ибо концентрация стимулирует один центр за счет остальных, ввергая в хаос всю схему поляризации их. Этот процесс вызывает истинное бедствие в области вибраций, ибо он нарушает равновесие установленной вибрационной схемы. В Учении сказано о работе Владыки над семи центрами ученика, над всеми семью кругами ясновидения и яснослышания.

Великие Учителя зорко следят за состоянием организма ученика и никогда не будут открывать один центр за счет другого. Правильное развитие, или эволюция, - лишь в гармонии или равновесии. Приоткрытие одного или двух центров приводит лишь к низшему психизму или медиумизму. Механическое письмо тоже следует рассматривать как известную стадию одержания, ибо при автоматическом письме обычно производится воздействие на физический центр руки и даже мозга, и потому оно очень вредно, и при частом прибегании к нему может окончиться параличом. Ни один медиум не может стать Агни-йогом. Лишь духовность и подвиг приближают нас к принятию огненной чаши". …Всякое медиумистическое проявление будет равно капле мутной воды в огненной чаше Агни-йога".
          В ближайшем будущем, когда человечество продвинется в понимании оккультных законов, тогда и вопрос медиумизма найдет себе правильное решение. Будут найдены условия и методы для охраны медиумов от привходящих влияний и воздействий, и можно будет пользоваться ими для научных исследований"(см.Письма Е.Рерих: от 8.9.34.).


          Но медиумизм и низший психизм настоящего времени представляют большую опасность как для медиумов и психиков, так и для окружающих их лиц. О вреде пранаямы и приёмов Хатха-йоги, при помощи которых псевдооккультисты вместо высших духовных способностей развивают у себя одержание, в настоящем труде упоминалось уже неоднократно. Истинный путь высшего духовного развития - не насильственное и преждевременное приоткрывание некоторых центров духовного развития, но путь сердца, но полное и безраздельное сердечное устремление к Иерархии Светлых Сил Космоса. Старшие братья человечества следят за каждым из нас и не замедлят оказать нужную помощь всякому, кто стремлением к Свету и Знанию и связью с Иерархией Света подготовлен к этому пути.


          "Именно уничтожение прикасания к высшим энергиям разобщает человечество с Космосом. Как же можно существовать в Космосе, являя непонимание мировой эволюции? Так сознательное отношение к мировой эволюции непосредственно включает понимание Иерархии как животворящего Начала. Именно психизм и медиумизм отвращают человека от Высших Сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется. Именно самое трудное заключается в очищении сознания. Именно человек не различает огненного состояния духовности от психизма. Именно ряды этих инструментов пополняются служителями тьмы. Так на пути к Миру Огненному нужно бороться с психизмом" (Мир Огненный, ч.111,§365).


          Большая опасность стать одержимым угрожает человеку раздражительному, подверженному припадкам гнева. Гнев вообще очень опасное явление. Опасность его не только в том, что в гневе человек, не владея собой, говорит невразумительные и жесткие слова и совершает непоправимые поступки и даже преступления, не только в том, что человек портит свои отношения с ближними, но главным образом в том, что во время гнева в человеке выгорает весь запас его психической энергии.

Психическая энергия отлагается в человеческом организме крупинками и накапливается медленно, но всякая вспышка гнева - и весь накопленный запас уничтожается мгновенно. Тогда человек - что выгоревшая лампа. Он беззащитен перед нападением темных. В его ауре получаются такие проломы, в которые свободно входит одержатель. Но этим не исчерпываются тяжкие последствия раздражительности и гнева. Раздражительность и частые вспышки гнева отлагают на стенках нервных каналов особый яд, который называется империлом. Таким образом, отсутствие в организме, благодаря раздражительности, защитной силы - психической энергии - и отложение в нервных каналах империла приводят к разрушению нервного вещества, что, в свою очередь, ведёт не только к одержимости, но ко многим нервным заболеваниям и даже к такому бичу человечества, как рак.

Но и это ещё не всё. Отлагаясь в веществе нервов, империл отравляет не только физическое тело, но и тонкое, астральное. Покинув своё физическое тело, раздражительный человек после своей смерти появляется в астральном мире без психической энергии, но с запасом империла. Тогда на него устремляется Пространственный Огонь, который очищает его от своего антипода - империла, для того, чтобы человек был годен к своему следующему воплощению. Человек претерпевает те муки, о которых христианская религия говорит как о муках ада.


          "Надо понимать буквально, когда говорю, что явление значительного числа болезней нужно лечить психической энергией. Заражение нервного вещества будет всегда первейшим поводом к разнообразным заболеваниям. В заражении нервного вещества соединяется мир высший с низшим; через брешь вещества нервов проталкивается любой пришелец, начиная от одержимости и кончая раком. Но защитить нервное вещество можно лишь психической энергией. Это воспитание психической энергией будет подлинной профилактикой человечества. Можно применить хотя бы чистую мысль, защищая ею входы в нервную сферу. Даже эта простая мера будет полезна. Также психическая энергия будет очищением в период скрытой болезни. Но ужасно разложение нервного вещества под влиянием пьянства и всяких пороков. Подумайте, в каком состоянии окажется тонкое тело, где тончайшие нервы имеют значение скелета? Для Земли - кость, Для Тонкого Мира - нервы, для Духа Свет" (Иерархия, §190).


          Пусть врач не изумляется, если заметит, что признаки одержания принимают эпидемический характер, - их больше, нежели ум человеческий может представить. При этом разновидности очень различны - от почти неуловимой странности до буйства. Хвалю врача, если он заметил связь с венерическими болезнями. Действительно, это один из каналов одержания. Можно сказать, что большинство страдающих венерическими болезнями не чужды одержания. Но в одном врач оказался слишком оптимистом - явление венерической болезни может облегчить доступ одержанию, но излечение не есть изгнание одержателя. Так и раздражение, в своих крайних степенях, может пригласить одержателя, но нельзя ожидать, что первая улыбка изгонит его. Целая наука заключается в таком наблюдении. Врач прав, желая посетить не только дома для умалишённых, но и тюрьмы. Не мешает посетить и биржу или палубу корабля во время опасности. Можно заметить признаки постоянные или длительные, или краткие. Так же можно наблюдать потовые выделения. Явления многих особенностей выступят перед наблюдателем. Среди них будут намечаться подробности Тонкого Мира, но одно остаётся непреложным - удаление одержателя не зависит от физических воздействий. Лишь Агни, лишь чистая энергия может противиться этому человеческому бедствию. Повторяю слово бедствие, ибо оно отвечает размеру эпидемии. Множество врачей назовут Агни суеверием и одержание невежеством. Люди так часто наделяют других своими свойствами. Но и одержатели всех ступеней будут обеспокоены таким расследованием" (Мир Огненный, ч.1, §278).
          Ещё предупредите врача об осторожности с одержимыми. Нужно помнить, что даже в мыслях не следует держать явных указаний об одержании, когда приближаетесь к одержимому. Нельзя забывать, что одержатель очень чуток к мыслям, когда подозревает, что присутствие открыто. Он может выражать свою злобу очень разнородно. Уничтожением явления одержания можно нажить много врагов, потому нужно производить эти наблюдения без всякого личного оглашения" (Мир огненный, ч.1, §280).
          "Одержание нужно определять очень точно. Не нужно изумляться, если около очагов духовности замечается немало одержимых. Причина та, что темные стремятся усилить стражу свою. Кто, как не одержимые могут лучше помочь силам тёмным? При этом разновидности одержания неисчислимы. Нужно прежде всего распознавать: где Благо, и где вред в сущности своей? Так сердце пламенное сразу распознает, где сокрыто одержание" (Сердце,§213).


          Распознавание одержимости, кроме тех признаков, о которых говорится в вышеприведенных параграфах Учения, производится по глазам. Двойственное существование человека определяется по особой бегающей в зрачках одержимого тени.

Учение (Сердце, §219)говорит, что можно отметить (надо полагать, с момента одержания) изменение в походке, голосе и даже в весе. Конечно, всё это доступно лишь врачу. К сожалению, врач Л., о котором говорит тот же параграф Учения, вскоре после одобрения такой его полезной деятельности ушёл с физического плана существования, не успев обнародовать своих ценных наблюдений. Всякий одержатель, как обитатель Тонкого Мира, тонок, осторожен, он старается скрыть своё присутствие и не обнаруживает себя бросающимися в глаза фактами. Лишь пламенное, чуткое сердце, как сказано выше, может сразу распознать, где скрыто одержание.
          Из сказанного видно, что борьба с одержанием - дело нелегкое. Если распознать одержимость может лишь опытный врач, то изгнать засевшего тёмного пришельца может лишь Высокая Духовная Сущность. Из Библии мы знаем, что Христос и Апостолы изгоняли одержателей, но сделать это первый желающий не может, не причинив себе и одержимому вреда. В Деяниях Святых Апостолов говорится: "Бог же творил немало чудес руками Павла. Так, на больных возлагали платки и опоясания с тела Его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома"(19;11-16)
          Этот библейский пример показывает, что подходить к одержимому с изгнанием может не всякий. Это может сделать чистая светлая личность, но не заклинатель. Кроме того, изгнание одержателя может окончиться смертью одержимого.

"Действительно, могут встретиться случаи, когда одержатель так освоился с телом одержимого, что даже почти вытеснил его. Также можно встретить случаи, когда одержатель настолько силён жизненной силой одержимого, что при изгнании причинит смерть. Он настолько овладел психической энергией одержимого, что при освобождении последний теряет жизнеспособность. Потому изгнания всегда производят очень осмотрительно. Предварительно наблюдают за питанием больного и за психической энергией. Если заметят упадок, то не нужно нагнетать ослабевшее сердце. Обычно легче происходит изгнание, когда наступает припадок бешенства. Поднявшаяся энергия помогает избавить от могущего наступить упадка сердечной деятельности, которая может кончиться полной прострацией" (Мир Огненный, ч.1 §437).


          Великая опасность одержимости состоит в том, что ставшие одержимыми не замечают произошедшей с ними перемены, не сознают того, что стали орудиями низших тварей астрального мира, через что сами постепенно становятся отбросами физического мира. Все свои поступки, желания и мысли они считают свойственными своей природе, исходящими из их собственной сущности, тогда как в действительности они внушаются им засевшими в них невидимыми врагами, борьба с которыми для человека является в полном смысле слова, неосуществимой, так как это была бы борьба человека с самим собою. Лишь духовно развитый человек мог бы осознать наступившую двойственность своей природы и усилием воли освободиться от одержателя, но духовно развитые люди гарантированы от подобной напасти, от позорного допущения в своё тело - храм духа - разлагающей человека низшей твари.

Таким образом, одержимость есть показатель духовного омертвения как отдельного человека, так и всего человечества. Одержимость, которая существовала всегда, ибо всегда существовали разлагающиеся люди, но в наше время принявшая размеры небывалой эпидемии, угрожающей половине населения земного шара, есть прямая угроза существованию человечества и существованию нашей планеты. Дальше такое разложение продолжаться не может, ибо достигло уже предела; каждый второй человек есть или может стать одержимым. Об этом пределе говорит в Евангелии от Матфея Христос: "Тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берётся, а другая оставляется"(24:40-41). Уже тогда, две тысячи лет тому назад, Христос знал, что наступит такое разложение человечества, что из каждых двух можно будет взять одного. Таким образом, слова двух Великих Учителей, говорящих об одном и том же факте, совпадают вполне.
          Наши Высокие Руководители видят нас всех и знают нас лучше, нежели мы сами себя. Одержимый не знает того, что он - одержимый, но это не может быть скрыто от руководителей человечества. Они в каждый момент развития человечества знают, что представляет собою каждый человек и всё человечество. Все наши достижения и все падения запечатлеваются в нашей ауре, которая есть наше духовное одеяние, наш самый точный и вечный паспорт. В этом паспорте не может быть что-нибудь искажено или скрыто. В этот паспорт человек сам вписывает все свои приметы, как положительные, так и отрицательные. Поэтому аура есть единственный безошибочный показатель нашей внутренней сути, нашего духовного преуспеяния и падения.
          Зная, что каждый из нас обладает таким точным паспортом, как наша аура, можно представить себе, что для входа в наступающее царство духа, в грядущую светлую расу, нужно будет представить незапятнанный документ, который указывал бы на некоторые духовные достижения. Но какой документ может представить одержимый? Ведь если на переходный экзамен эволюционной зрелости человечества он явится вместо духовных достижений с показателем своего духовного разложения, вместо божественного зерна духа в себе - с гнусной астральной лярвой, то для всякого должно быть ясно, что с таким волчьим билетом вход в Царствие Божие для него будет закрыт.
          Можно было веками культивировать своё тело, пренебрегать и заботиться о развитии и воспитании духа, пропуская мимо ушей все напоминания об этом всех духовных водителей человечества, но когда наступает грозный срок отбора зрелых плодов человеческой эволюции от незрелых, то лишь здесь, во всей своей ужасной ясности, обнаруживается гибельность для человечества этого великого закона развития. Ведь что такое развивающаяся эпидемия одержимости, как не подготовка к великому отбору! И когда наступит этот грозный момент отделения одних от других, то для Великих Руководителей человечества это не представит никаких затруднений, ибо паспорт каждого будет с ним.
          Могут спросить: как же уберечься от этого губительного бедствия? Так как одержимость приходит вследствие растраты своей духовной ценности, через совершение мелких отрицательных действий, то накопление своей защитной силы происходит через совершение хотя бы малых положительных поступков. Раз одержатель ещё не вошёл, то можно пополнить свою психическую энергию и тем не допустить его войти. Стремление к совершенствованию, почитание Иерархии Света, чистые мысли, чистые слова и поступки - и человек принимается под защиту и покровительство Сил Света, и тогда никакой одержатель ему не страшен.
          Если же одержатель уже завладел человеком, тогда его приходится лечить. Учение Живой Этики указывает и способы лечения одержимых. Недавно в газетах было сведение, что в Америке душевнобольных лечат сном. Их усыпляют на две недели, а затем будят и проверяют. Если человек не поправился, то его снова усыпляют. Так как большинство душевнобольных, в сущности, одержимые, то такой способ лечения, не дающий одержателю возможности проявиться, не может быть плохим.

Рига, 1936 г.

***

НАЗАД НА ГЛАВНУЮ E-MAIL ВПЕРЕД